Как известно, с ведением чрезвычайного положения все казахстанские учебные заведения перешли на дистанционное обучение. И если вузы и колледжи ранее практиковали подобный формат, то для школ обучение «по удаленке» в диковинку.

СТРУКТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕЖИМЕ ЧП
Структура обучения в школах будет представлена по четырем направлениям.
Первое направление – обучение через телевизионные уроки, которые будут транслировать каналы «Балапан» и «Ел Арна». Всего с участием педагогов будет показано более 3360 уроков.
Второе направление – обучение через радио. По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетов, аудиоуроки будут транслироваться на волне «Qazaq radiosy», которое имеет большое покрытие по всей территории страны.
Третье направление – обучение через почту для детей из удаленных населенных пунктов. С помощью почты будет доставляться и забираться задание для школьников из сел, где нет школ, и дети добирались до школы на специальных автобусах. В Казахстане имеются более тысячи таких пунктов, где проживают по 5-10 детей.
Четвертое направление – работа через интернет-платформы. Часть из них пришлось создавать, часть была модернизирована из уже существующих. Все они будут доступны 6 апреля.
Для реализации дистанционного режима обучения, МОН советует платформы и сервисы, которые в ближайшее время будут работать бесплатно, в числе которых Күнделік», Google Classroom, Skype, Zoom, Moodle и другие. Примечательно, что КазНУ имени аль-Фараби разработал собственную онлайн-платформу «Универ 2.0»
Во многих вузах и колледжах дистанционное обучение проходит на платформе Google Сlassroom, обратная связь поддерживается также через неё. Для обеспечения присутствия используются средства видеоконференцсвязи такие как Zoom, Hangouts, Skype и др. Рассылка сообщений осуществляется через социальные сети и мессенджеры в WhatsАрp, Telegram, VK и др.
Что касается музыкальных, художественных школ, то их работа приостановлена, но есть направления, где можно работать дистанционно, организовать онлайн курсы.

ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА
А как быть тем, кто не имеет дома компьютер и доступ к интернету?
По словам главы ведомства, более 300 тысяч детей не имеют компьютеров и несколько сотен тысяч не имеют доступа к интернету. Часть техники детям передают на временное пользование из имеющейся на балансе школ. Часть компьютеров будет закупаться и ставиться на баланс школ, и также передаваться на время дистанционного обучения школьникам. Планируется закупить более 80 тысяч компьютеров.
Для тех, кто не имеют доступа к интернету, местные власти закупают специальные роутеры.
Кроме того, зарплаты учителей и преподавателей на время дистанционного обучения полностью сохранятся, так же, как и стипендии студентов.
Министерство достигло договоренности с провайдерами. Теперь посещение образовательных интернет-ресурсов будет бесплатным для всех категорий граждан – мегабайты списываться не будут. Также все образовательные платформы предоставили бесплатный доступ к своему контенту. Также бесплатными станут некоторые ранее бывшие платными приложения, цифровые ресурсы или отдельные рубрики сервисов, в том числе, Кунделик.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
По мнению многих специалистов, единственным преимуществом обычных офлайн-занятий является зрительный контакт: преподаватель видит, чем занят студент, имеет возможность поделить учащихся на несколько групп.
Большой плюс дистанционного образования и его отличие от офлайн-занятий в том, что выполнять задания приходится буквально каждому студенту. Когда занятия проходят в аудитории, не каждый успевает ответить.
Минус в том, что не у всех студентов есть техника или интернет, чтобы подключиться к онлайн-занятиям. По слухам, некоторым из них приходится лезть на дерево, чтобы «поймать» сеть. Кроме того, процесс адаптации к новому режиму обучения может занять время.

На начало учебного года 2019-2020 в Казахстане действовало 125 высших учебных заведений. С 16 марта все они перешли на дистанционное обучение.
На уровне каждой школы, колледжа, вуза, управления образования открыты call-центры (короткий номер 1450), через которые оказывается техническая и методологическая поддержка.